Консультация
«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней
примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель –
содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую
очередь детей.
Педагогический потенциал семьи во многом зависит от материальных
условий, которые она может создать для ее существования: жилье, питание,
одежда, игрушки, досуг и т.д. Важно и то, как семья умеет распорядиться теми
благами, которыми она располагает, кто является распорядителем, хозяином семьи.
Таким благом в первую очередь является бюджет, заработанные всеми членами семьи
деньги.
Убедительным показателем актуальности воспитания финансовой грамотности
дошкольников является привлечение родителями детей к домашней работе.
В педагогике есть такие проблемы, в
реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких является проблема воспитание
финансовой грамотности ребенка, решение которой позволит осуществить важную
задачу формирования начал финансовой социализации ребенка, его адаптации к
современным жизненным реалиям к моменту поступления в первый класс.
Молодым, а порой и опытным педагогам можно только поучиться у многих
родителей секретам домашней экономики, которыми часто лучше владеют родители
воспитанников, нежели воспитатели. Можно привести массу примеров того, когда
усвоенные полезные навыки и привычки в семье проявляются в повседневной жизни
ребенка в детском саду. Такие дети выгодно отличаются от своих сверстников по
уровню и качеству практических умений, осознанности их выполнения, желанию
помочь няне и воспитателю в повседневных делах. Воспитатели всегда опираются на
таких детей в организации бытовой деятельности группы, привлекают их к
выполнению трудовых поручений, обязанности дежурных, особенно когда отсутствует
помощник воспитателя.
Например, когда дежурные раздают материалы к занятию, большинство из них
действует шаблонно: всем наливают краску одинаково, хотя иногда за некоторыми
столами сидит по одному ребенку, ставят приборы отсутствующим детям. Однако
некоторые дежурные учитывают это и предлагают ребенку сесть, с разрешения
педагога, к сверстнику (меньше краски раздавать и розеток мыть); предлагают
вынести обрезки цветной бумаги на участок и сортировать их на улице, чтобы не
сокращать время прогулку; чтобы ни у кого не спрашивать, сколько времени.
Многих детей подготовительной группы отличает высокая культура еды,
аккуратного, бережного отношения к вещам, игрушкам и особенно к книгам,
материалам, которым они пользуются.
Именно в семье, благодаря искусству ведения домашнего хозяйства
родителями, их умение дети сделать своих детей непосредственными участниками
семейного хозяйства (хотя бы непосредственными свидетелями забот и повседневных
дел семьи), они уже получают первоначальные основы финансовой грамотности и
первый опыт финансовой социализации. Атмосфера
семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к любым
ценностям усваиваются детьми особенно прочно.
Когда ребенок видит, как аккуратно мама
очищает картофель, меряет чашкой крупу для каши, приговаривая: «Сегодня возьмем
меньше, так как завтракать будем вдвоем!», отмеряет сахарный песок, нарезает
хлеб («лучше дорежем, чтобы куски не остались!») – все это не проходит мимо
внимания ребенка дошкольного возраста. Он, как правило, рядом с мамой, папой,
бабушкой, постоянно занятых делом, и видит их озабоченность по поводу
предстоящих дел. Он, если не участник, то обязательно свидетель происходящего.
Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников,
следует с самого начала поставить в известность родителей этих детей о
предстоящей работе, обеспечить себя их поддержкой. Работа с детьми и родителями
не должна носить насильственного характера. На родительском собрании
воспитатель раскрывает идею программы воспитания финансовой грамотности у детей:
цель, задачи, содержание. Очень важно показать необходимость работы по данной
проблеме, что мы вкладываем в понятие «финансы», финансовое воспитание.
Часто сама проблема вызывает у родителей опасение, настороженность,
поскольку финансовая грамотность (как педагогическая проблема) и дети
дошкольного возраста, на первый взгляд, просто несовместимы. Следует раскрыть,
почему выбраны для изучения именно эти социальные явления - труд, реклама,
деньги; базисные качества экономической деятельности – бережливость,
экономность, рациональность, имеющие жизненно важное значение.
Поскольку экономической науке свойственны сложные категории и понятия,
то мы должны это учитывать и соблюдать осторожность, избегать не нужной
дошкольнику перегрузки. Не случайно мы выбрали для вхождения в мир финансов
понятные, очень важные для социальной адаптации явления. У ребенка уже есть об
этих явлениях некоторые первичные житейские представления, которые можно
рассматривать как важную ступень к формированию понятий.
Воспитателю важно познакомиться с профессиями родителей своих
воспитанников, уточнить наличие тех, которые можно назвать новыми,
современными, нетрадиционными. Это будет необходимо для проведения занятий по
знакомству детей с людьми разных профессий, с трудом людей. Важно выяснить и
увлечения родителей, может быть, есть среди них коллекционеры, нумизматы,
которых можно будет пригласить на занятие с детьми в соответствии с содержанием
темы занятия.
Воспитатель объясняет родителям, что показать детям значение труда в
жизни людей, многообразие профессий он сможет только при условии
непосредственного участия и помощи родителей. Дети должны знать, как называются
профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и,
наконец, почему все люди трудятся. Появилось много новых профессий, которые
связаны с работой на компьютере, и дети зачастую говорят: «Моя мама работает
компьютерщицей и кофе приносит директору», «бумаги складывает», «ходит по
кабинетам» и т.п. Дети должны знать, что люди многих профессий связаны с
необходимостью использования компьютера, но они не компьютерщики: профессия
может иметь совсем другое название.
Одним из этапов программы по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников
является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей социально-экономическим
явлением – деньги. Можно убедиться, что речь идет не столько о покупательной и
накопительной способности денег, сколько о деньгах как культурно-историческом
явлении: что такое деньги, какими были первые деньги, что было, когда не было
денег, как выглядят российские рубли, что на них нарисовано; иностранные
деньги, валюта, знакомство с внешним видом денег разных стран др. дети с
интересом знакомятся с данным явлением, и родители могут внести свою лепту по
расширению у детей познавательного интереса к этому атрибуту нашей современной
жизни. Очень важно донести до сознания детей связь понятий «труд» и «деньги»,
что деньги зарабатывают.
Полезным для формирования экономического образа мышления, воспитания
начал осознанных потребностей является знакомство детей с понятием бюджет.
Программа рекомендует рассказать детям: что такое бюджет, из чего он
составляется (из денег членов семьи, поэтому называется «семейный»). Дети легко
усваивают материал, особенно когда подготовлены наглядные пособия. Можно
подготовить карточки с изображением разного вида расходов; можно нарисовать
круг с секторами, в каждом из которых нарисован вид расхода, можно сделать
аппликацию из цветной бумаги лестницы, пирамиды с разноцветными полосами, на
которых нарисованы или написаны виды расходов - от первостепенных до тех, без
которых в ближайшее время можно обойтись.
Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения дошкольников
к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно,
поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов.
Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить
возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет
терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на
качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т.д.
Деньги для ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно
мелкие деньги, монеты.
У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто
инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь побольше денег -
купишь, что захочешь». Иногда такое решение заканчивается нежелательными
последствиями. Ребенок начинает выпрашивать у родителей, бабушки, папы деньги,
лишь бы бросить в копилку, не зная, зачем они ему нужны.
Поэтому в каждом конкретном случае может быть принято свое решение,
заводить копилку или нет. Нужна беседа с ребенком, которая поможет выяснить его
мотивы: как он потратит собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать
и т.д., но копилка может иметь место в жизни ребенка только тогда, если не
будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.
Одним из ярких явлений современной социально-экономической жизни
является реклама.
Воспитатели вместе с родителями уточняют знания детей о том, что такое
реклама, зачем она нужна людям, кто рекламу делает, зачем нужен закон о
рекламе, всегда ли можно верить рекламе. Дети знают только телерекламу, хотя
видов рекламы огромное разнообразие. Расскажите детям, кто делает рекламу,
какие профессии нужны для работы в рекламном агентстве. Пусть родители вспомнят
случаи, когда им пришлось воспользоваться услугами рекламы, и она им помогла
(покупка материалов для ремонта квартиры, новой косметики, электротоваров и
др.).
Необходимо детям рассказать о том, что реклама адресуется взрослым, так
как только взрослые работают и у них есть деньги. Дети только могут смотреть и
сообщать родителям об увиденном. Следует объяснить детям, почему люди, не смотря
на рекламу, не спешат сразу покупать товар: одни думают, надо ли это делать, а
может быть, товар некачественный, надо на него посмотреть, а у других пока
просто нет на покупку товара денег. Иногда реклама бывает обманной (случаи с
рекламой лекарств, разных целителей, антирекламы и др.).
Итог работы по проблеме «реклама и дети» - придумывание рекламы вместе с
родителями к рисункам детей по темам: «Если бы у меня было собственное дело»,
«Какая реклама мне нравится», «Телереклама» и т.п. К примеру, в детском саду
они рисуют на темы «Свое дело», «Моя профессия – кем я буду», а дома с
родителями придумывают к рисунку рекламу. Возникает интересное сотрудничество
родителей и детей, сотворчество, которое их сближает, приводит к
взаимопониманию и содержательному общению.
Очень важной, завершающей частью работы по воспитанию финансовой
грамотности является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь человека.
Идея данной части программы заключается в следующем. Люди много трудились,
сделали нужные вещи, товары. Заработаны деньги, чтобы купить их; с помощью
рекламы узнали, где ее можно купить; приобретена нужная вещь, и она стала
частью семейного хозяйства, теперь нужно знать, как пользоваться ею, чтоб она
долго служила людям.
В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к
финансам – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной
адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей
семьи.
Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при
условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Вместе с тем отметим,
что есть такие проблемы, в частности проблема.
Комментарии
Отправить комментарий